Программа по профилактике правонарушений

«Рассмотрено»                                           «Согласовано»                                                       «Утверждено» Руководитель МО                                Заместитель руководителя по                          Директор МБОУ СОШ ______/Содунам С.А/                          ВР МБОУ СОШ им.Н.С.Конгара                    им.Н.С.Конгара с.Бай-тал «___»__________2018г.                       ________/Алдын-оол М.Х/                                  ________/Конгар Б.С/                                                                 «___»_________2018г                                        «___»_________2018г

программа

по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних

«Будущее для всех»

срок реализации: 2018-2021гг.

                                               с.Бай-Тал 2018-2021                             

                                            Пояснительная записка

Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В связи с этим важна работа педагогов с теми учащимися, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали. В практике работы школ таких учащихся называют «школьниками, имеющими отклонения в поведении», «педагогически запущенными», «социально- запущенными», «трудновоспитуемыми», дети «группы риска». Данные научных исследований и практика свидетельствуют о том, что именно у этих детей отсутствует мотивация к обучению. Они «мешают» себе, другим, учителю. Как правило, именно из этого контингента появляются в последствии, как несовершеннолетние, так и взрослые правонарушители и преступники. Усугубление кризиса семьи снижает ее воспитательный потенциал; интенсивная информация общества кардинально перестраивает пространства детства, процесс его духовного становления, влияет на психологию взаимодействия ребенка с окружающим миром.

        Профессиональная, качественная работа педагогов, внедрение в массовую школьную практику научно-обоснованных психолого-педагогических рекомендаций по вопросам воспитания и перевоспитания трудных учащихся могут дать хорошие результаты в повышении культуры их поведения, качества знаний и профилактики правонарушений. Поэтому большое внимание в программе уделяется ребенку как личности, способной самореализоваться в жизни. Программа направлена на результативное разрешение проблем девиантного поведения учащихся. Она отличается целостным характером. Ее приемы сгруппированы в единую методическую систему, которая позволит предупредительно влиять на учащихся с целью их воспитания и развития.

Работа по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних в МБОУ СОШ им.Н.С.Конгара с.Бай-Тал строится на основании 120 Федерального Закона «Об основах профилактики и правонарушений несовершеннолетних», районной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и позитивное развитие личности» на 2018-2021 годы,  районной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на территории муниципального района Бай-Тайгинского на 2018-2021 годы, Устава школы, программы перспективного развития школы, локальных актов. На данный момент сравнительная таблица по мониторингу правонарушений выглядит следующим образом:

  2016-2017 2017-2018 2018-2019 2019-2020
Внутришкольный учет 2 4 4 2
КДН 0 0 0 0
ПДН 0 0 1 1

Налицо увеличение числа обучающихся, совершивших правонарушения. Анализ причин правонарушений показывает, что в основном это действия с нарушением комендантского часа и общественно — опасными деяниями.

Эти группы обучающихся стоят на учетах в  ПДН, внутришкольном учете и находятся под пристальным наблюдением социального педагога, педагога-психолога, классных руководителей и администрации школы. Отслеживается посещаемость занятий, успеваемость, занятость в различных кружках и секциях, поведение в школе и во внеурочное время. Обследуются условия проживания. Все это фиксируется в специальном дневнике, который ведется на каждого учащегося и хранится у социального педагога. Проводятся индивидуальные и групповые беседы, психологические тренинги, тесты, в результате которых вскрываются причины неадекватного поведения и намечаются пути решения проблем. В работе используются методики диагностики Н.Е. Щурковой, Р.С. Немова, П.В. Степанова, Д.В. Григорьева, И.В. Кулешова, и др. В исключительных случаях к работе привлекается родительский комитет школы, педагогический совет, совет профилактики.

В случаях, когда принятые меры не приносят желаемого результата, дело передается на рассмотрение в КДН.

Предупреждение отклонений в развитии личности и по­ведении обучающихся требует их социальной иммуни­зации, то есть обучения навыкам поведения, умению делать правильный выбор.

 Целью программы является: предупреждение иизменение девиантного поведения детей в результате целенаправленного педагогического воздействия.

Задачи:

  1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.
  2. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала;
  3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);
  4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности.
  5. Научить противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность.

Принципы профилактической работы:

•    комплексность;

•    дифференцированность;

•    многоаспектность;

•    последовательность;

•    аксиологический (ценностный) подход, предпо­лагающий формирование у обучающихся представ­лений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности.

                                  Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

В реализации программы участвуют:

•   директор, заместитель директора по учеб­ной работе, заместитель директора по воспитательной работе, классные руково­дители, учителя-предметники, библиоте­карь, педагог-психолог, социальный педагог.

•   представители правоохранительных органов;

•   представители общественных организаций.

          Механизм реализации программы

  • Повышение уровня правовых знаний;
  • Снижение числа проявлений девиантного поведения обучающихся;
  • Укрепление психологического здоровья участников программы, повышение значимости здорового образа жизни;
  • Улучшение взаимоотношений родителей и детей;

Повышение педагогической компетенции у родителей.

Ожидаемые результаты и способы оценки результативности реализации программы.

Ожидаемые результаты Способы оценки результативности
1 Повышение уровня правовых знаний Монитринг наркоситуации (анкетирование)
2 Снижение числа проявлений девиантного поведения обучающихся Данные ВШУ,  и ЗП, ПДН
3 Укрепление психологического здоровья участников программы, повышение значимости здорового образа жизни Диагностика «Личностный рост обучающихся» (Л.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова)
4 Улучшение взаимоотношений родителей и детей Анкетирование, индивидуальное собеседование, наблюдение.
5 Повышение педагогической компетенции у родителей Анкетирование «Уровень тревожности родителей по вопросам воспитания»

Программа мероприятий

№ п/п  Мероприятия  Ответственные Сроки выполнения
1. Подготовительные мероприятия
1 Анализ состояния воспитательно-профилактической ра­боты Зам. директора по ВР Май
2 Подготовка нормативно-правовой базы школы по орга­низации профилактической работы Зам. директора по ВР В течение года
3. Диагностические мероприятия по выявлению проблем­ных детей и неблагополучных семей Классные руководители Ежегодно
4. Разработка мероприятий по предупреждению безнад­зорности и правонарушений несовершеннолетних Зам. директора по ВР, классные руководители Ежегодно
2. Информационно-методическое обеспечение профилактики  (работа с педагогическим коллективом)
1. Составление социального паспорта класса и школы                         Классные руководители Ежегодно
2. Уточнение банка данных учащихся риска, неблагополучных семей Классные руководители Ежегодно
3. Проведение семинаров на темы: а) «Индивидуальные особенности учащихся с отклонениями в поведении»; б) «Возрастные особенности учащихся группы рис­ка»; в) «Конфликты и пути их разрешения» Педагог – психолог Ежегодно
4.  Педагогическое консультирование Педагог – психолог По мере необходимости
5. Обучение классных руководителей методике проведения родительских собраний в форме тренингов                  Педагог – психолог 1 раз в четверть
6. Правовая учеба классных руководителей      Специалисты правоохранительных органов 1 раз в полугодие
7. Закрепление педагогов-наставников за учащимися «группы риска», состоящими на внутришкольном уче­те (ВШУ) и на учете в КДН, ПДН. Зам. директора по ВР По мере необходимости  
8. Учеба классных руководителей по проблеме «Система     работы с «трудными» школьниками»                                  Педагог – психолог Постоянно
3. Профилактика правонарушений несовершеннолетних
1 Информирование учащихся об уголовной и админист­ративной ответственности за общественно — опасные де­яния Специалисты правоохранительных органов Ежегодно
2. Привлечение учащихся к укреплению правопоряд­ка в школе Зам. директора по ВР, классные руководители Постоянно
3. Изучение личностей обучающихся  и составление социально-психологических карточек обучающихся, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН и ЗП. Социальный педагог, Педагог-психолог, кл. руководители В течение года
4. Вовлечение обучающихся в творческие объединения дополнительного образования детей Классные руководители Постоянно
5. Изучение семейных взаимоотношений в семьях с целью оказания социальной, психологической помощи. Социальный педагог, Педагог-психолог, кл. руководители В течение года
6. Повышение правовой грамотности учащихся путем проведения: •          недель профилактики; •          правовых месячников; •          индивидуальной работы Специалисты правоохранительных органов По отдельному плану
7. Участие учащихся в акциях: •          «Молодежь за здоровый образ жизни»; •          «Внимание дети» Зам. директора  по ВР Ежегодно
8. Выполнение планов индивидуаль­но-профилактической работы с учащимися, стоящи­ми на ВШУ и учете в КДН и ЗП, ПДН Зам. директора по ВР, классные руководители В течение года
9. Проведение спортивных мероприятий под девизом «За здоровый образ жизни» Учителя физкультуры, классные руководители Ежегодно
10. Организация отдыха учащихся в каникулярное время Администрация школы Ежегодно
11. Контроль мест нахождения обучающихся в вечернее время Классные руководители; родительский патруль По мере необходимости
4. Обеспечение социально-педагогической поддержки семьи
1. Работа родительского лектория по правовым, валеологическим и психологическим проблемам                            Классные руководители 1 раз в четверть
2. Выявление малообеспеченных, многодетных, семей. Организация защиты интересов и прав данной категории семей Администрация, классные руководители Ежегодно
4. Индивидуальные и групповые консультации по вопросам воспитания Классные руководители По мере необходимости
5. Тренинги «Семья — защитный фактор в жизни ребенка»                                                                                             Классные руководители Ежегодно
6. Правовой всеобуч для родительского актива                                                  Специалисты правоохранительных органов Ежегодно
7. Привлечение к работе с «трудными» обучающимися членов родительского комитета                                             Администрация По мере необходимости
8. Работа с опекаемыми семьями                                                             Классные руководители; педагог-психолог Постоянно
9. Работа с неблагополучными семьями                                Классные руководители; социальный педагог Постоянно
5. Совместная работа субъектов профилактики
1 Составление и выполнение совместных планов работы с правоохранительными органами Специалисты ПДН; зам. директора по ВР; социальный педагог Ежегодно
2. Совместная работа школы и органов правопорядка по: • выявлению мотивов правонарушений, совершенных несовершеннолетними; • формированию навыков законопослушного поведе­ния Специалисты органов профилактики Ежегодно
3. Родительские собрания с привлечением специалистов правоохранительных органов, центров планирования семьи, наркологического диспансера и др. Специалисты органов профилактики Ежегодно
4. Неделя профилактики Специалисты органов профилактики По плану
5. Организация правового месячника Специалисты органов профилактики Ежегодно
6. Вовлечение общественности в работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних
1. Совместные рейды педагогов и родительской обще­ственности в неблагополучные семьи Администрация, Специалисты ПДН По мере необходимости
7. Контроль
2. Сравнительный анализ правонарушений и преступле­ний обучающихся (по полугодиям) Зам. директора по ВР 2 раза в год
3. Мониторинг реализации индивидуальных планов со­провождения обучающихся Классные руководители Ежегодно
8. Информационная работа
1. Пополнение видеотеки и аудиотеки материалами о ПАВ   Педагоги – предметники Постоянно
2. Размещение материалов на школьном сайте Педагоги – предметники Постоянно
3. Разработка методических рекомендаций по здоровьесбережению Педагоги – предметники Постоянно
4 Разработка памяток для родителей, учащихся Педагоги – предметники В течение года
5. Информационные листы: а) «Напутствие педагогу, идущему к детям»;                            б) «Правила семейного общения»; в) «Заповеди для родителей»;                                               г) «О правах личности» и др. Педагоги – предметники В течение года
6. Конкурсы плакатов, рисунков: а) «Жизнь полна радостей и удовольствий»; б) «Дым вокруг от сигарет — мне в том дыме места нет»; в) «Мода и здоровье» Классные руководители, педагоги – предметники В течение года

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Мероприятия Сроки выполнения Ответственные  
1.      Общешкольные родительские собрания Согласно плану Администрация школы
2.      Индивидуальное консультирование родителей, имеющих детей с отклонениями поведения По мере необходи­мости Классные руководители
3.      Тренинг для родителей «Семья — защитный фактор в жиз­ни ребенка» Согласно плану Классные руководители
4.      Проведение родительского всеобуча Согласно плану Классные руководители
5.      Оказание помощи родителям в вовлечении учащихся в сферу дополнительного образования В течение года Классные руководители
6.      Проведение открытых родительских собраний в рамках операции «Моя семья»   Апрель Классные руководители
7.      Выпуск буклетов: «Будь здоров»; «Жить Здорово». Сентябрь — декабрь Классные руководители
8.      Привлечение родителей к профилактической работе: а) проведение родительских собраний; б) участие в рейдах В течение года по плану Классные руководители
9.      Контроль  за неблагополучными семьями   Постоянно Классные руководители, социальный педагог
10.   Привлечение родительских комитетов к работе с неблаго­получными семьями По мере необходи­мости Классные руководители
11.   Операция «Семья»   По мере необходи­мости Специалисты КДН и ЗП, ПДН
12.   Индивидуальное консультирование родителей по вопро­сам воспитания По мере необходи­мости Педагог — психолог

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

Мероприятия Сроки выполнения Ответственные
1 Проведение тематических недель профилактики: а)         «Сохранность сотовых телефонов»; б)         «Выполняем устав школы (права, обязанности,
ответственность учащихся)»; в)         «От пьянства до преступления — один шаг»; г)         «Проступок, правонарушение, преступление»; д)         «Опасные игры»; е)         «Профилактика употребления ПАВ»; ж)        «Механизм действия Федерального закона «О запрете ку­рения»; з)         «Калейдоскоп развлекательных мероприятий»          
По отдельному плану Зам. директора по ВР, специалисты правоохранительных органов, классные руководители
2 Закрепление за «трудными» учащимися педагогов-настав­ников По мере необходимости Зам. директора по ВР
3. Мониторинг посещения занятий учащимися В течение года Классные руководители
4. Мониторинг посещения занятий учащимися, состоящих на всех видах учета В течение года Социальный педагог
  5. Ведение  карты индивидуальной профилак­тической работы с учащимися, состоящими на ВШУ и на учете КДН и ЗП, ПДН   В течение года Специалисты органов профилактики
  6. Участие учащихся в акции «За здоровый образ жизни» По плану Специалисты органов профилактики
  7. Участие учащихся в спортивных мероприятиях По плану Учителя физкультуры, классные руководители
8. Организация отдыха учащихся в каникулярное время В течение года Администрация школы
9. Разработка памяток «Об уголовной и административной ответственности учащихся, совершивших правонарушение и преступление» Сентябрь — декабрь Классные руководители
10. Психологическое диагностирование учащихся с девиантным поведением Октябрь — апрель Психолог
11. Выявление характера и особенностей ближайшего окружения и его положение в нем: а) постоянные друзья; б) товарищи по школе; в) новые друзья; г) «товарищи по несчастью» Постоянно Классные руководители, родители, психолог, социальный педагог
12.  Определение положения ребенка в коллективе сверстников в сфере неформального общения: а) выявление социального статуса в классе; б) выявление социального статуса в секциях, клубах, кружках, дворовых компаниях Постоянно Классные руководители, психолог,    социальный педагог

Совместная работа субъектов профилактики

Мероприятия Сроки выполнения   Ответственные
1. Составление совместных планов работы                               Сентябрь Зам. директора по ВР, специалисты ПДН
2 Совместная работа школы и органов правопорядка по профилактике правонарушений, совершаемых обучающимися По плану Специалисты ПДН
3. Родительские собрания, конференции с привлечением  правоохранительных органов                               По плану Специалисты органов профилактики
5. Совместное проведение профилактических акций и операций           По плану Специалисты органов профилактики, КДН и ЗП, ПДН,  классные руководители
6. Совместные рейды педагогов, родителей и правоохрани­тельных органов в неблагополучные семьи По плану Специалисты органов профилактики, КДН и ЗП, ПДН,  классные руководители

Методики

Оценки эффективности реализации программы

Приложение1:

Анкета для родителей

  1. Какие формы поведения вы назвали бы отклоняющимися от нормы?
    1. нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)
    1. побеги из дома
    1. грубость, сквернословие
    1. употребление алкоголя, пьянство
    1. курение
    1. раннее начало половой жизни
    1. хулиганство
    1. унижение других
    1. воровство
    1. неподчинение, критика взрослых
    1. ношение «вызывающей» одежды
    1. отрицательное отношение к учебе
    1. драки, нанесение телесных повреждений
    1. употребление наркотиков
    1. что- то еще
      1. Какие из них вы считаете наиболее распространенными среди сверстников ваших детей или вашего ребенка (перечислите, пожалуйста, соответствующие номера ответов из первого вопроса)?
      1. Сколько, примерно, времени в день ваш ребенок (или ваши дети) предоставлен самому себе?
  2. не более 1часа
  3. 2-3 часа
  4. 4-5 часов
  5. 6-8 часов
  6. более 8 часов
  7. затрудняюсь ответить
    1. Что обычно делает ваш ребенок в свободное от учебы время?
    1. Что, с вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося от нормы поведения?
  8. стремление получить сильные впечатления
  9. заболевания ребенка
  10. повышенная возбудимость детей, неумение контролировать себя
  11. неблагополучная ситуация в семье
  12. стремление к самостоятельности и независимости
  13. недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями
  14. отставание в учебе
  15. пренебрежение со стороны сверстников
  16. непонимание взрослыми трудностей детей
  17. недостаточная уверенность ребенка в себе
  18. отрицательная оценка взрослыми способностей детей
  19. стрессовые жизненные ситуации
  20. напряженная социально- экономическая ситуация в жизни ребенка (плохая обеспеченность, безработица родителей и т.д.)
  21. примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации
  22. чрезмерная занятость родителей
  23. конфликты с родителями
  24. что- то другое______________________________________________________
    1. К какому из специалистов вы обратились бы в первую очередь за помощью, если бы у вашего ребенка появились проблемы в поведении?
  25. классному руководителю
  26. школьному психологу
  27. социальному педагогу
  28. психотерапевту
  29. инспектору по делам несовершеннолетних
  30. врачам
  31. справились бы самостоятельно
  32. к кому – то еще
  33. затрудняюсь ответить
    1. Возникают ли у вас опасения, что ваш ребенок может попасть в плохую компанию?
      1. да
      1. нет
      1. затрудняюсь ответить
        1. Если вы опасаетесь, что вызывает ваши опасения?

Приложение 2

Схема проведения опроса психологом трудного подростка.

  1. Учеба – любимые и нелюбимые предметы, причины неуспеха, отношения с учителями, участие в общественной работе, случаи нарушения дисциплины.
  • Планы на будущее в отношении продолжения учебы, выбора профессии, способность учитывать предстоящие трудности и трезво оценивать свои возможности.
  • Отношения со сверстниками: предпочтение одного близкого друга или компании приятелей, положение среди товарищей («душа компании», «преследуемый», «изгой», «независимый одиночка» и т.п.), причины выбора приятелей по определенным личным качествам, по общности увлечений и т.п.
  • Увлечения в настоящем и прошлом (под чьим влиянием был сделан выбор, каковы достигнутые результаты, почему увлечения заброшены т.д.).
  • Отношения с родителями, внутрисемейные отношения: состав семьи (кто назван первым, о ком забыл упомянуть, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения в причина конфликта). В случае распавшейся семьи необходимо выяснить, в каком возрасте был подросток, когда это случилось, его отношение к разводу родителей, поддерживает ли контакт с тем из них, кто ушел из семьи.
  • Нарушения поведения в прошлом: прогулы занятий, мелкое хулиганство, курение, выпивки, знакомство с различными дурманящими средствами, побеги из дома, был ли задержан или взят на учет милицией.
  • Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них. Наличие когда-либо в прошлом суицидных мыслей. Перенесенные заболевания: как они сказались на учебе и на положении среди сверстников. Наличие в настоящем или прошлом нарушений сна, аппетита, самочувствия и настроения.
  • Сексуальные проблемы (сначала подростку надо объяснить, что психолога эти вопросы интересуют не сами по себе, а с целью выяснить возможное переживание по этому поводу и получить более полное представление о его характере; необходимо предупредить, что все сообщаемые им сведения без согласия никому из его родных, знакомых не будут переданы):
  • первая влюбленность и связанные с этим психические травмы;
  • самооценка своей привлекательности;
  • начало половой жизни и скрытное опасение по поводу своей сексуальной неполноценности.