Программа профориентации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени Николая Салчаковича Конгара села Бай-Тал

муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Репсублики Тыва»

Утверждаю

«15» сентября   2019 г.

Директор МБОУ СОШ

им. Н.С. Конгара с.Бай-Тал

_____________ Конгар Б.С.

Программа

по профориентации школьников

«Школа личного самоопределения»

Срок реализации программы:

 2020-2025 годы

заместитель директора по ВР:

Алдын-оол М.Х.,

электронный адрес tyva_school_156@bk.ru

c. Бай-Тал

2020 год

Паспорт программы

Наименование Программы Программа по профориентации школьников «Школа личного самоопределения»
Разработчики Программы Алдын-оол М.Х. — заместитель директора по воспитательной работе, первая квалификационная категория.
Исполнители Программы — администрация школы; — социальный педагог; — педагог-психолог; — педагоги дополнительного образования; — классные руководители; — библиотекарь; — учителя-предметники; — медицинский работник; — учащиеся 1-11 классов и их родители;
Дата утверждения Программы Решение педагогического совета от  15.12.2019 г. Протокол  № 7 Приказ директора № _____    от 15.12.2019г.
Основание для разработки Программы Программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: — Концепцией  Модернизации российского образования; -Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)                                                                                         -Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства РФ  от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. №729-р)                                                                                               — Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008 г. №1662-р)                                                                                      — Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ                                                                                                 — Конституция РФ                                                                      — Всеобщая Декларация прав человека                                      -Декларация прав ребенка                                                             -Конвенция о правах ребенка                                                -Трудовой кодекс                                                                           — Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ                                                                    — ФГОС                                                                                               -Устава школы.
Основные направления системы программных мероприятий Профессиональное просвещениеДиагностика и консультированиеВзаимодействие с предприятиями  Профессиональная адаптация
  Цель реализации Программы создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе
Задачи Программы Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.
Назначение Программы Проведение  комплекса мероприятий, творческих конкурсов, объединенныхединым замыслом и целью, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся
Сроки реализации 2020 -2025 г.г.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: — повысить мотивацию молодежи к труду; — оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии; — обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; — сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных   условиях.
  1. Обоснование необходимости создания Программы

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

          Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.В условиях изменяющейся экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся.

          Говоря о традициях и преимуществах отечественного образования, В. В. Путин заявил о необходимости сохранения всего лучшего, чем всегда гордилось отечественное образование, в том числе и несомненные достоинства советской школы, естественно, при этом совершенствуя школьное образование. Система просвещения должна отвечать вызовам времени, впитывать инновации, новые идеи, которые рождаются в мире. Президент РФ обратил внимание на то, что школа должна готовить способного к постоянному развитию, овладению новой квалификацией человека. Это возможно сделать только при наличии фундаментального базового образования.

Необходимость профориентации определяется федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, где отмечается, что школьникидолжны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проведенные социологические исследования  выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднеспециального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.

  Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Наряду с этим происходит полнаяневилировка значимости рабочих специальностей.

          Состояние проблем и перспектив занятости молодежи  на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.

          Сегодня не оправдывают себя традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места.

  В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

  В современных условиях профессиональное самоопределение  предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально – производственным условиям. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в ОУ, привести ее в соответствие с требованиями времени.

  Трудовая деятельность представляет собой важную сферу самореализации и самовыражения личности, обеспечивает раскрытие потенциальных возможностей и способностей человека.

  Исходя из выявленных проблем, основной задачейпрофориентационной работы в современной школе является создание социально-педагогического и психологического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся с учетом личностных особенностей, способностей, ценностей и интересов, с одной стороны, общественных потребностей, запросов рынка труда – с другой.

  В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования необходимы условия для  создания социальных ситуаций развития обучающихся, обеспечивающих их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В основе Стандарта лежит системнодеятельностный подход, который обеспечивает:

• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

• проектирование и конструирование социальной среды развития    

учащихся в системе образования;

• активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

• построение образовательного процесса с учётом индивидуальных

возрастных, психологических и физиологических особенностей 

учащихся.

Согласно п.6 ФГОС портрет выпускника основной школы ориентирован на становление личности, осознающей ценность труда, науки и творчества, важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способной применять полученные знания на практике,  ориентирующейся в мире профессий, понимающей значение профессиональной деятельности для человекав интересах устойчивого развития общества и природы.

  Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей и интересов учащихся с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей.

          — Профессиональное самоопределение — это процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

          — Профессиональная ориентация — организационно-практическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе и перемене профессии с учетом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.

          — Профориентация — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

  Взаимосвязанные этапы профессионального самоопределения (условно выделяют следующие этапы):

— начальная школа (пропедевтический период) — через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям;

— основная школа: 5-7 классы — в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии; 8-9 классы — начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с общественными целями выбора будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем — профессии;

— средняя школа — профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

  Необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

          Этим задачам отвечает предлагаемая Программа по профориентации школьников «Школа личного самоопределения».

  • Приоритеты, цель, задачи, ожидаемые результаты Программы.

Приоритеты Программы:

-обеспечение условий, необходимых для осознанного выбора выпускниками ВУЗов, ССУЗов с целью дальнейшего трудоустройства по полученной специальности.

Цель Программы: создать систему действенной профориентации учащихся, способствующей формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации.

Задачи Программы:

  1. Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.
  2. Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.
  3. Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях,  их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
  4. Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.
  5. Разработать  механизм содействия трудоустройства выпускников ОУ.
  6. Сформировать единое  информационное  пространство  по профориентации.

Срок реализации всех мероприятий Программы: 2020 – 2025 г.г.

Этапы реализации программы:

I этап: проектный – 2020 -2021 учебный год.

       Цель: подготовка условий профориентационной работы      

Задачи:

1.     Изучить нормативную базу.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации   программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2021-2022, 2022-2023, 2023-2024 учебные годы.

       Цель: реализация программы по профориентации.

       Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы  воспитательного воздействия.

2.     Совершенствовать содержание профпросвещения.

3.     Развивать ученическое самоуправление, волонтерское движение.

4.     Разработать методические рекомендации по профориентации.

  • Расширять и укреплять социальное партнерство школы с организациями, предприятиями, учреждениями  города.
  • Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
  • Проводить мониторинг реализации программы.
  • Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.                                                                      9. Провести коррекцию затруднений в реализации программы

III этап: аналитический –2025 год.

       Цель: анализ итогов реализации программы.

       Задачи:

1.     Обобщить результаты работы школы по реализации Программы.

2.     Спланировать работу на следующий период.

Ожидаемые результаты Реализации Программы:

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

— повысить мотивацию молодежи к труду;

— оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

— обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

— сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных   условиях.

II. Основные направления системы программных мероприятий

1.       Профессиональное просвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.

2.       Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.

3.       Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

4.       Профессиональная адаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Профессиональное просвещение включает в себя работу по пропаганде сведений о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии с учетом  потребностей рынка труда.

Частью профессионального просвещения является профессиональное воспитание, которое включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, экскурсии,  создание информационной базы по профессиональному самоопределению (информационные справочники о предприятиях, профессиях, оформление уголков и стендов). В условиях современного общества, рыночных отношений необходимо подойти к осознанному профессиональному выбору. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Профессиональная диагностика и консультирование— изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Изучение учащихся в целях профориентации (предварительная

профдиагностика), составляет один из важнейших составных компонентов профориентации школьников.На этом этапе следует изучить характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья через анкетирование, тестирование, социальные и производственные пробы, профессиональное консультирование в рамках курса «Твоя профессиональная карьера».

Ценностные ориентации можно определить как направленность личности в соответствии с конкретными потребностями рынка труда на формирование общественных ценностей: трудолюбия, уважение к труду, ответственности. 

Удовлетворение  в потребности  профессионального самоопределения или самоутверждения происходит в процессе практической деятельности человека. Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора (подбора) выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо для определения его как исполнителя определенных видов трудовой деятельности.

Профессиональная адаптация.

Данное направление программы осуществляется через предпрофильное и профильное обучение, которое дает возможность сконцентрировать педагогическую деятельность на личности школьника на определенном возрастном этапе через социальные и производственные практики, профессиональные пробы в рамках предметов, на базе НПО, СПО, производственной базе предприятий, включение обучающихся в курсы по выбору профессиональной направленности.

III. Специалисты, занимающиеся вопросами профессиональной ориентации

№ п/п Должность Направление профориентационной деятельности
1. Классный руководитель — составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников; — организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции; — оказывает помощь педагогу-психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения; — проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению; — организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами ВУЗов, ССУЗов.
2. Учителя-предметники — способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.: — обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; — способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;  -проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся; — адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
3. Библиотекарь — регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе; — изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; — обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); — регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
4. Социальный педагог — способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена; — оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; — осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам; — оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
5. Педагог-психолог — проводит психолого-педагогическое консультирование; — изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся; — осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей; — проводит анкетирование по изучению  профессионального  интереса и склонностей учащихся; — проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся; — осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся; — способствует формированию у школьников адекватной самооценки; — оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.
6. Медицинскийработник — способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства; — проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; — организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру; — оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
7         Заместитель директора по ВР         — планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения; — осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика); — проводит педагогические советы, производственные совещания по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников; — создаётвременные рабочие места, организуетлетнюю трудовой четверти; — организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня; — организует систему повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога по проблеме самоопределения учащихся; — осуществляет контролирующие функции работы классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога, педагога-психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся; — организует занятия учащихся в сети предпрофилъной подготовки и профильного обучения. — организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

IV. Механизм реализации Программы

Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог, педагоги-предметники, библиотекарь, заместитель директора по воспитательной работе, педагог-организатор, родители и обучающиеся.

 Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

  На начальном этапе разрабатывается и утверждается нормативно-правовая база по реализации Программы. Проводится анализ материально-технических, педагогических условий реализации Программы с подбором диагностических методик по направлениям Программы.

Практический этап реализации Программы предусматривает совершенствование содержания профпросвещения, развитие ученического самоуправления и волонтерского движения, расширение и укрепление социального партнерства школы с организациями, предприятиями, учреждениями района, города с привлечением в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.

Аналитический этап предусматривает обобщение результатов работы школы по реализации Программы, планирование дальнейшей профориентационной работы.

Программа реализуется через: 

1.       организационно-методическую работу (деятельность координаторов по профориентационной работе с учащимися; методическая  помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт);

2.       работу с обучающимися:

•         комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по профессиональному самоопределению;

•         консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование;

•         организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия, виртуальные экскурсии);

•         встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования.

3.       взаимодействие с родителями:

•         проведение родительских собраний (общешкольных, классных);

•         лектории;

•         индивидуальные беседы;

•         анкетирование;

•         организация деятельности кружков, спортивных секций, художественных, театральных студий;

•         помощь в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;

•         помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;

•         участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.

4.       работу с социальными партнерами:

•         организация профессиональных проб старшеклассников на предприятиях

•         заключение договоров о совместной деятельности

•         организация временного трудоустройства учащихся в каникулярное время

V. Оценка эффективности реализации Программы

Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:

— повысить мотивацию молодежи к труду;

— оказать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;

— обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

— сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных  условиях.

VI. Система программных мероприятий

1.Содержание программы

Организационная работа в школе
1 Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9, 11 классов
2 Проведение социологического опроса выпускников ОУ с целью выявления профессиональных намерений и их реализации
3 Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии
4 Совместная работа с районными учреждениями дополнительного образования по развитию профессиональных интересов и склонностей
5 Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями
6 Создание профориентационного уголка, выпуск газет профориентационной направленности
7 Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и  поступления в профессиональные учебные  заведения  выпускников 9, 11 классов)
8 Создание в ОУ информационно-методического центра по профориентации  
Работа с педагогическими кадрами
1 Подготовка планов работы по профориентации на учебный год
2 Обзор новинок методической литературы по профориентации, выставка книг «Человек и профессия»
3 Подготовка планов совместной работы ОУ с заинтересованными организациями
4 Подготовка методических материалов по профориентации (памяток, бюллетеней, сценариев воспитательных мероприятий). Создание методической копилки.
5 Проведение заседаний ШМО классных руководителей «Компетентность классного руководителя по вопросам профессионального самоопределения обучающихся»
6 Организация работы предметных факультативов, кружков
7 Проведение малых педсоветов «Состояние профориентационной работы в ОУ»
8 Круглые столы по обмену опытом профориентационной работы
9 Консультации психолога, специалистов различных ведомств по вопросам профориентации
Взаимодействие с родителями учащихся
1 Проведение родительских собраний, лекториев профориентационной тематики
2 Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации
3 Организация тематических групповых бесед с родителями учащихся по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии
4 Анкетирование родителей
5 Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися
6 Привлечение родителей учащихся к организации работы кружков, секций, студий, общественных ученических организаций и др.
Работа с учащимися
1 Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики
2 Проведение индивидуальныхпрофконсультаций  с неопределившимися учащимися, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
3 Организация посещения учащимися учебных заведений, учреждений и предприятий, отдела информации о профессиях
4 Участие школьников в внутришкольных, районных профориентационных мероприятиях
5 Профориентационные встречи с представителями различных ведомств, учебных заведений, предприятий и организаций
6 Проведение экскурсий на предприятия, учебные заведения
7 Классные часы профориентационной направленности
8 Организация пятой трудовой четверти, организация временных рабочих мест
9 Организация социальных проб и социальных практик

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап Возрастные особенности Формы профориентационной работы
Пропедевтический 1-4 классы Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность — учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.Методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение — встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) — показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок — костюмированные карнавалы профессий — сочинения на тему «Пусть меня научат» — игра «Чей это инструмент?» — трудовые поручения — какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов — кто работает в нашей школе?(экскурсия) — как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) — беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома — экскурсия в школьные мастерские — беседа: мое любимое занятие в свободное время
Поисково-зондирующий 5-7 классы Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН Встречи с интересными людьми (профессионалами)ЭкскурсииРолевые игрыКонкурсыПрактическая, трудовая, общественно-значимая работа   Темы классных часов Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии)Всякий труд надо уважать
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка — элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов — информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства — знакомство с правилами выбора профессии — формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией
Учащиеся 10-11 классов Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения Для юношей актуальна служба в армии Дискуссии «День допризывника», «Мой выбор»и.т.д. Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

В данной программе используются различные формы: игра, конкурс, деловая игра, кроссворд, викторина, дискуссия,  ролевые игры, лекция. Методы проведения занятий: анкетирование, беседа, информационный практикум, презентация, просмотр видеофильмов, экскурсии,  разыгрывание ситуаций, самостоятельная работа, коллективная работа, повторение опорных знаний.

Основные мероприятия, направленные на реализацию Программы

№п/п Содержание Сроки проведения Ответственные
Создание нормативно – правовой базы
1. Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся.   Сентябрь-ноябрь 2020г. Заместитель директора по ВР
2. Создание  банка  данных об учебных заведениях города.      январь-март 2021г. Социальный педагог
3. Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями, психолого-педагогической службой по определению их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности.      ноябрь  2020г. Заместитель директора по ВР
4. Разработки классных часов, игр, рекомендаций  классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. В течение года Заместитель директора по ВР Классные руководители
5. Семинар-практикум для учителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с учащимися начальных классов»     ноябрь  2020 Руководитель МО
6. Организация тематических выставок по профориентации учащихся в  школьной библиотеке  «В мире профессий», «Все работы хороши», «Профессии наших мам», «Профессии наших пап», «Профессии героев России»   2020 – 2025г.г. Библиотекарь
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы
Профпросвещение
1. Экскурсии на  предприятия города Ежегодно Классные руководители
2. Экскурсии в учебные заведения города Ежегодно по плану Классные руководители 9-11 классов
3. Ярмарка профессий «Шаг в будущее», «Мой выбор» Ежегодно в сентябре, апреле Классные руководители 10-11 классов
4. Городская акция по благоустройству «Чистый город». Ежегодно в сентябре,  апреле Классные руководители, Совет старшеклассников
5. Участие в городских конкурсах «Мой выбор», «Юные дизайнеры одежды»и др. Ежегодно Учитель технологии, ИЗО, социальный педагог
  Реализация школьной программы:
1. Профориентация учащихся на уроках. В течение всего периода Учителя предметники
2. Встречи с представителями интересных профессий «История нашей профессии», «Трудовые династии», «Профессии наших родителей», «Профессии героев России»      В течение всего периода   Заместитель директора по ВР, классные руководители
4. Конкурс творческих и социальных проектов В течение 2020 — 2025г.г.  Заместитель директора по ВР, классные руководители
  Конкурс семейных сочинений «Профессия моей семьи» 2021г. Учителя русского языка и литературы
5. Проведение тематических классных часов: Мастерим мы – мастерят родители (1 классы).Профессии моего города (2 классы).Трудовая родословная моей семьи (3 классы).Известные люди нашего города (4 классы). Мир профессий (5 классы). Как изучить свои способности (6 класс).                                                       Я и моя будущая профессия (7 классы) Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса (8 классы). Формула успеха — труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения учащихся (9 классы). Как вести себя в конфликтных ситуациях, Моя стратегия жизни (10 классы). Дороги, которые мы выбираем. Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче государственных экзаменов (11 классы).   В течение всего периода     Классные руководители  
6. Проведение дополнительных курсов и элективов профессиональной направленности В течение всего периода Заместитель директора по УВР
7. Информационно – просветительская работа: Оформление стенда по профориентации: Рубрика «Твое профессиональное будущее»« Куда пойти учиться»«Структура трудовой деятельности»Потребности труда города и др. В течение всего периода     Заместитель директора по ВР, Классные руководители
8. Родительские собрания Мир детей и мир взрослых: точки соприкосновения.Изучение склонностей и способностей ребенка.Организация летнего отдыха и трудоустройство учащихся.О стрессоустойчивости. Шпаргалка для родителей.  Помощь в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов.Собеседование для будущих 10- классников.Родительское собрание для будущих 10-классников. Знакомство с элективами и профилями классов. В течение всего периода     Классные руководители, педагог-психолог, соцпедагог,       заместитель директора по ВР         администрация    
9. Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах): Коллективные творческие дела Выпуск школьной газетыСубботники по уборке школьного двораФестиваль «Золотая осень»   В течение всего периода             Классные руководители
10. Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов.            Индивидуальные консультации для родителей выпускников 9-х, 11-х классов. В течение всего периода   Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, соцпедагог
2.Диагностика и консультирование.
1. Консультирование и тестирование учащихся 8-9 классов: « Карта интересов».«Склонности и профессиональная направленность».       ● «ОДО»       ● Профессиональные склонности       ● Профессиональный тип личности       ● Мотивы выбора       ● Анкета «Профессиональный интерес» В течение всего периода   Педагог-психолог
2. Консультирование родителей: по вопросам профориентации и профессионального самоопределения В течение всего периода Классные руководители 9-11 классов, педагог-психолог, социальный  педагог
3. Информирование родителей об организации работы по профессиональному самоопределению посредством школьных сайтов, информационных стендов, буклетов В течение всего периода Заместитель директора по ВР, педагог-психолог
4. Индивидуальные консультации для родителей В течение всего периода Заместитель директора по ВР, педагог-психолог
3.Профадаптация
1. Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. Ежегодно в августе Классные руководители, заместитель директора  по ВР
2. Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым и детям «группы риска» Ежегодно в мае, июне Социальный педагог
3. Организация социально-значимой деятельности, в т.ч. временные рабочие места Май, июнь Классные руководители, зам.директора по АХЧ, социальный  педагог
4. Вечер встречи выпускников Ежегодно в феврале Классные руководители
5. Подготовка и сдача отчетов по самоопределению выпускников 9, 11 классов Ежегодно в сентябре   Заместитель директора по ВР
Мониторинг качества профориентационной работы
1. Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся, по реализации социальных проектов 2020 –   2025 г. г. Руководители ШМО, заместитель директора по ВР
2. Анализ соответствия профессиональных намерений учащихся, в том числе детей «группы риска»,  и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору.          2021 –   2025 г. г. Заместитель директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог
3. Разработка  методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: — психология выбора профессии — использование игровых упражнений в  профориентационной работе — трудовое воспитание как условие  эффективности профориентации   старшеклассников — конфликты профессионального самоопределения 2021г. Социальный педагог, педагог-психолог
4. Ежеквартальный мониторинг по профессиональному самоопределению учащихся   В течение всего периода   Педагог-психолог, заместитель директора по ВР
Совместная деятельность с социальными партнёрами
1 Организация экскурсий на предприятия социальных партнёров По отдельном плану Зам. директора по ВР, кл.руководители
2 Совместное празднование профессиональных праздников  В канун праздников Зам. директора по ВР, кл.руководители
3 Составление каталогов профессий социальных партнёров В течение всего периода Социально-психологическая служба
4 Организация встреч с представителями МВД, ГИБДД, внеклассные мероприятия с участием учреждений В течение всего периода Зам. директора по ВР, кл.руководители
5 Участие в днях открытых дверей ВУЗов, СУЗов   Родители, классные руководители

ЛИТЕРАТУРА

  1. Концепцией  Модернизации российского образования;
  2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р)
  3. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённой распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Распоряжение Правительства от 24 апреля 2015 г. № 729-р)
  4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (Распоряжение Правительства от 17ноября 2008г.№1662-р)       
  5.  Закон РФ «Об образования» от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ
  6.  Конституция РФ                                              
  7. Всеобщая Декларация прав человека                                       
  8. Декларация прав ребенка                                                               
  9. Конвенция о правах ребенка                                                               
  10. Трудовой кодекс                                                                                
  11.  Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 22.08.2004 №124-ФЗ                                                                   
  12.  ФГОС                                                                                              
  13. Булычева, Н. А. Особенности проф. выбора выпускников классов коррекционно-развивающего обучения / Н. А. Булычева  // Коррекц. педагогика. – 2004. — № 2.
  14. Волосовец, Т. В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений и проф. образования инвалидов / Т. В. Волосовец  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. — № 4. – С. 3-10.
  15.  Выготский Л. С. Педагогическая психология /  Л. С. Выготский. — М., 1991.
  16. Выготский, Л.С. Собрание сочинений : в 6т. / Лев Семёнович Выготский.  – М., 1984
  17.  Выготский  Л. С. Соб. соч.. в 6т. Т. 5. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка /  Л. С. Выготский . —М. : Педагогика, 1982.
  18. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников / Н. Н. Захаров. — М. : Просвещение, 1988. — 270с
  19. Игры, способствующие осознанию личностью главных жизненных ценностей и смысла для нее той или иной профессиональной деятельности // Общественно – аналитический ежеквартальный журнал. – 2004. —  № 10. – С. 51-56.
  20. Клименко Г.Б., Каченя Г. М. Технология формирования готовности выпускников основной школы к профессиональному самоопределению //  Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». – 2011. — №1.  – С. 28-31.
  21. Климов Е. А.  Как выбирать профессию / Е. А. Климов. — М. : Просвещение, 1990. — 159 с.
  22. Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека) / Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
  23. Панфило, Е. Как ребенку-инвалиду получить профессию : [круглый стол] /  Е. Панфило // Комсомол.правда. – 2007. – 6 июня. – С. 13.
  24.  Психологические тесты. Т.2. Под ред. А.А. Карелина. — М., ВЛАДОС, 1999, — 99с
  25.  Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика / [И.Ю.Беляева и др.].  – М. : Изд-во МГУ, 1992. — 116 с.
  26. Пряжников  Н. С.  Профессиональное самоопределение: теория и практика / Н. С. Пряжников . — М. : «Академия», 2007.
  27. Пряжников  Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения / Н. С. Пряжников . —  М. : МГППИ, 1999. — 108 с.
  28. Пряжников Н. С. Игры и методики для    профессионального самоопределения старшеклассников / Н. С. Пряжников. – М. : «Первое сентября», 2004.
  29. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 246 с.
  30. Славгородская М. В. Профессиональное самоопределение школьников с ограниченными возможностями // Учебно – методический и научно – практический журнал «Профильная школа». —  2008. — № 2. – С.34-38.
  31. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь : учеб.пособие для предпрофильного обучения. Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва, Г. К.  Селевко. —  М.,  2008.
  32. Соловьёва О. Ю. Найди свой путь. Дидактические материалы для занятий: тесты, ситуации, тренинги, игры, упражнения.  Методика изучения курса / О. Ю. Соловьёва. — М., 2007.
  33.  Технология: твоя профессиональная карьера :дидакт. материал : кн. для учителя / (С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Н.С. Пряжников, И.А. Умовская); под ред. С.Н. Чистяковой. – М. :Просвящение, 2008. – 111с.